По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Приготовьтесь, будет жарко! 12 июля 2016 года

Современные торгово-развлекательные центры и бизнес-центры являются местами скопления большого количества людей, то есть объектами повышенной опасности и требуют пристального контроля за системами противопожарной безопасности. Техническое обслуживание систем противопожарной безопасности в торговом центре, как и в бизнес-центре, включает в себя комплекс мер по поддержанию в исправном состоянии пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения и противодымной вентиляции, проверку работоспособности составных частей спринклерной и дренчерной систем (технологической, электротехнической, сигнализационной), гидравлические и пневматические испытания трубопроводов на герметичность, проверка работоспособности насосного оборудования (жокей насосов, основных насосов), проверка и перезарядка огнетушителей, контроль работоспособности системы оповещения и управления людей при эвакуации (СОУЭ). Гарантировать работоспособность и корректное функционирование систем позволяет лишь регулярный ежемесячный контроль их состояния.

Пожарные ситуации вызывают непредусмотренные сценарии развития событий, в которых реакция людей является неадекватной, панической, а зачастую в экстремальной ситуации люди склонны выполнять ошибочные действия. Провести профилактику правильных действий при пожарной ситуации возможно лишь при условии неукоснительного выполнения обслуживающего персонала управляющей компаниями, арендаторов и посетителей торгового центра или бизнес центра:

- технических мероприятий (установка и поддержание в исправном состоянии систем противопожарной автоматики, оповещения, пожаротушения и т.д, первичных средств пожаротушения;

- организационных мероприятий (разработка необходимых приказов, инструкций, схем и планов эвакуаций, обучение и аттестация сотрудников, в т.ч. и руководителей, проведение регулярных пожарных тренировок с обслуживающим персоналом и арендаторами/посетителями).

Для выполнения технических и организационных мероприятий управляющей компанией, собственником торгового или бизнес центра привлекаются собственный штатные специалисты, либо подрядные организации, которые имеют все необходимые разрешительные документы и допуски для проведения технического обслуживания противопожарных систем.

Техническое обслуживание включает перечисленные ниже обязательные мероприятия:

  • Регулярное проведение профилактических регламентных работ всех составных частей систем противопожарной безопасности с составлением необходимых актов, в том числе оборудования противодымной вентиляции, средств автоматического пожаротушения, СОУЭ и т.п.;
  • Проверка работы функциональности программного обеспечения и оборудования систем при контрольных испытаниях в режимах «Тревога», «Пожар» (раз в полгода);
  • Срочный ремонт и замена неисправного оборудования;
  • Проведение комплекса мер по совершенствованию работы систем с применением новых технологий;
  • Подготовка и ведение необходимой эксплуатационной, технической документации;
  • Подготовка инструкций по эксплуатации систем, техническую подготовку персонала на объекте;

При проведении технического обслуживания необходимо учитывать привлечение квалифицированных специалистов, которые должны обладать опытом работы в данном направлении и иметь все необходимые разрешительные документы (удостоверения) и допуски. Специалисты должны уметь производить работы любой сложности, полностью соблюдая действующий регламент обслуживания оборудования в том числе автоматики противопожарных систем, уметь оперативно диагностировать и устранить любую неисправность и проводить работы по:

• Коррекции настроечных параметров - при необходимости;

• Проверку работоспособности систем;

• Чистку от пыли и загрязнений датчиков, пожарных извещателей, спринклеров, дренчеров и прочих устройств, а также системных узлов и блоков;

• Удаленному контролю параметров составляющих элементов системы;

• Анализу состояния коммутационных узлов;

• Устранению выявленных дефектов;

• Выявлению неисправностей и восстановлению  работоспособности системы (ложное срабатывание и пр.);

• Избежанию жертв и ущерба имуществу вследствие пожара из-за некорректной работы автоматики пожарных систем.

Средняя стоимость технического обслуживания противопожарной безопасности на объекте площадью до 10 т. м² приблизительно составляет 70-100 тысяч рублей в месяц. На стоимость обслуживания влияет много факторов, в том числе типы используемых систем противопожарной безопасности, технологическая сложность оборудования, её состояние и степень износа оборудования.

Для повышения уровня противопожарной безопасности в торговых и бизнес центрах подразумевает комплекс мер, подразумевающих применение в строительстве и в отделке современных материалов, обладающих пожаростойкими качествами, многие современные строительные материалы являются негорючими.

Соответствие зданий и сооружений требуемым нормам пожарной безопасности достигается:

- установкой автоматической системы пожаротушения;

- установкой систем, способствующих ограничению распространения  пожара (противопожарные двери, шторы, дренчерные завесы и т.п.);

- оборудованием мест хранения первичных средств  пожаротушения;

- обеспечением необходимого количества эвакуационных входов и выходов в зависимости от типа, функционального назначения, этажности здания;

- составлением планов эвакуации людей, а также установкой необходимых указателей эвакуационных путей и выходов.  

Особенность торговых центров и бизнес центров заключается в необходимости вышеперечисленными мерами обеспечить своевременное информирование и скорейшую эвакуацию большого количества людей одновременно.

В торговых центрах и бизнес центрах с массовым пребыванием людей (больше 50 человек), кроме плана эвакуации, должна быть разработана инструкция действий персонала при пожаре. Такая инструкция должна быть разработана на основе "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ - 01 – 2003) от 18 июня 2003г №313.  В соответствии с инструкцией действий персонала при пожаре, один раз в полгода необходимо проводить практические тренировки работников. Кроме того, в помещениях, где происходит массовое скопление людей, должно быть по два эвакуационных выхода. Если в здании несколько этажей, то как минимум по два эвакуационных выхода должно быть на каждом этаже.

Своевременное и качественное техническое обслуживание, реализация противопожарных мероприятий, которые управляющая компания обеспечивает силами собственного квалифицированного штатного персонала или привлечёнными специалистами субподрядных организаций, гарантирует бесперебойную и безотказную работу систем противопожарной защиты, а это является залогом безопасной эксплуатации любого современного торгового центра или бизнес центра.

В числе прочих объектов в управлении нашей компании есть уникальный бизнес центр. Кроме необходимых, согласно техническому регламенту в области пожарной безопасности, дополнительных эвакуационных выходов на каждом этаже и вертолётной площадки на крыше высотного здания, на объекте установлена одна из самых распространённых систем автоматического пожаротушения «Болид». Система отличается непростой конфигурацией из-за большого количества устанавливаемых приборов, но при этом они надёжны, просты в программировании, используются массово и просты в обслуживании. Все эти факторы позволяют проактивно эксплуатировать систему, своевременно проводить диагностику и заменять необходимые элементы.

В настоящее время в России присутствует достаточно широкий спектр производителей систем противопожарной защиты, но с точки зрения функционала, все системы выполняют одни и те же задачи. Разница, в основном, заключается в программном обеспечении и наполнении элементов. Из зарубежных аналогов в России также распространена система пожаротушения марки Siemens, которая хороша моноблочной конструкцией, но отличается высокой стоимостью, долгими сроками поставки деталей и обновления ПО. Также достаточно широко представлены европейские и американские производители систем. Их основным плюсами является универсальность, высокая уровень расширения, но при этом имеет место достаточно сложный и длительный процесс поставки запасных частей и элементов.  Кроме того, политика компаний такова, что программирование и ремонт может осуществляться только сертифицированными производителем специалистами, а их обучение является достаточно дорогостоящей процедурой.

В целом, выбор той или иной системы пожаротушения зависит только лишь от предпочтений заказчика и суммы, которую он готов потратить на приобретение и установку системы.

Ольга Штода, директор по управлению недвижимостью BlackStone Keeping Company

← к статьям