По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Иван Федянин: "Будущее - за интеллектуальными системами по управлению освещением" 30 октября 2015 года

Кризис сказался на всех сторонах управления офисными объектами в России. В своем стремлении сэкономить управляющие компании вынуждены отказываться практически от всего, без чего объект сможет стабильно функционировать, не теряя своей эффективности. Однако, по мнению Ивана Федянина, генерального директора L1 Group, некоторые аспекты, например, грамотное организованное освещение бизнес-центров, являются непременным признаком высококлассного объекта.

Какие тенденции на рынке освещения объектов недвижимости сейчас наблюдаются?

Наверное, самой мощной тенденцией является запрос на оптимизацию бюджетов на освещение. Для этого есть глобальные предпосылки: прошли те времена, когда заказчик выбирал между дорогим и очень дорогим иностранным продуктом. Сейчас есть запрос на сбалансированные бюджеты, в которых могут присутствовать как уникальные дорогие позиции иностранного производства, так и качественные отечественные светильники. Как производитель светотехники, могу сказать, что предложение по хорошей российской продукции неуклонно растет.

Какие виды освещения бывают?

Условно я бы разделил офисное освещение на функциональное и эмоциональное. Первое решает задачу достаточной освещенности и зрительного комфорта офисного работника. Это необходимый минимум, однако он не раскрывает всего потенциала освещения. Эмоциональное освещение создает особое настроение, уникальный имидж пространства и полностью интегрировано в его архитектуру. Признак офиса высокого класса - система освещения, глубоко продуманная и проработанная в обоих аспектах.

Как выглядит сам процесс реализации проекта?

На первом этапе разрабатывается концепция проекта, которая в общих чертах описывает решения по различным зонам офиса, предлагает базовые модели оборудования. Уже на этой стадии можно рамочно оценить бюджет на реализацию проекта. После согласования концепции работы переходят на стадию проектирования - производятся детальные светотехнические расчеты, подготавливаются чертежи с расстановкой оборудования, решения согласовываются с необходимыми смежными разделами проекта. По результатам этой стадии заказчик получает детальную смету на закупку светотехнического оборудования. Далее следует стадия закупки оборудования и его установки. Окончательным этапом является тонкая настройка светильников и передача необходимой информации службе эксплуатации.

Как осуществляется выбор подрядчика на освещение?

При выборе подрядчика заказчик, как правило, отдает предпочтение компаниям с портфолио реализованных проектов аналогичного уровня, занимающим прочные позиции на рынке и имеющим хорошие рекомендации. Еще одним плюсом в пользу компании может служить наличие положительного опыта взаимодействия с подрядчиком по разработчике архитектурного проекта. Это является гарантией того, что разработанные дизайнерские решения будут реализованы качественно.

Иногда для выбора компании по освещению заказчики прибегают к конкурсу решений: каждый участник конкурса предлагает свои технические и дизайнерские идеи по освещению объекта. Выбор делается в пользу наиболее оптимального решения. Такой способ выбора применяется не часто, требует больше времени, однако, на мой взгляд, он наиболее прогрессивный.

Какие из реализованных проектов Вы можете выделить?

Из последних проектов, выполненных нашей компанией, можно отметить несколько в "Сити": могу выделить подземный переход, соединяющий башни "Империя" и "Город Столиц". Пространство бизнес-центра в "Москва-Сити" состоит не только из наземной, но и подземной части - пешеходной галереи, которая связывает все башни и обеспечивает доступ в метро и в центральное ядро - "Афимолл Сити".

Переход, который должен был соединить деловые комплексы, мог бы так и остаться просто транзитным маршрутом, коридором для передвижения резидентов и посетителей "Сити". Но у заказчика совместно с архитекторами возникла идея создать concept retail space - объект со своей особой атмосферой, который бы соответствовал позиционированию делового комплекса "Империя". Так возникла "Подземная Империя" (Empire Blackyard) - общественное пространство, которое за короткий срок стало новым местом притяжения в "Сити". Теперь здесь проводятся ярмарки, выставки и другие мероприятия.

При разработке проекта было принято решение отойти от образа светлой галереи, который часто применяется в торговых и бизнес-центрах. Вместо этого был использован базовый черный цвет и простые отделочные материалы. Инженерные коммуникации остались открытыми, а на стенах появилось вертикальное озеленение. Акцент в оформлении был сделан на уникальном световом дизайне.

Это пример эмоционального освещения. Световое решение в виде хаотичных контрастных кругов на полу создает игру света и тени и привлекает к себе внимание. Эффект достигается при помощи специально подобранной светодиодной лампы с симметричной концентрирующей оптикой, очерчивающей на полу круг с ровной границей. Вертикали стен, декорированные растениями, отдельно подсвечены теплым белым светом, - это создает яркий цветовой акцент. Для этой задачи были задействованы светодиодные прожекторы с wall washing оптикой. В проекте также были использованы профессиональные корректирующие светофильтры для уравнивания цветовой температуры белого света от разных источников.

Какова стоимость проекта по освещению здания?

Если опираться на статистику до 2014 года, то бюджет на освещение офиса среднего класса колебался в диапазоне 50-70 евро за 1 кв. м. Этот уровень предполагает применение оборудования европейского или российского производства среднего или высокого класса. Более высокий сегмент, предполагающий иностранное оборудование высочайшего класса, укладывался в рамки 70-100 евро за 1 кв. м. Эти цены относятся к самой затратной части процесса - поставке оборудования. Нужно оговориться, что по итогам 2015 года статистика скорее всего изменится, средняя цена снизится, но окончательные выводы будем делать в конце года.

Сказалось ли на отрасли импортозамещение?

В 2015 году существенно возрос спрос на продукцию российского производства в сегменте проектов, финансируемых за счет государственного бюджета. Это стало мощным стимулом для развития отечественных производителей, которые начинают вкладывать полученные средства в развитие, расширение продуктовой линейки и усовершенствование материально-технической базы. Расширенный ассортимент и высокое качество продукции уже находит спрос и на коммерческом рынке.

Насколько сейчас развит рынок "осветителей" в России?

Если анализировать рынок компаний, занимающихся профессиональным проектным освещением (то есть разработкой и реализацией проектов освещения самого высокого качества), то они на 90% сконцентрированы в Москве. Здесь собираются лучшие специалисты, представительства крупнейших иностранных и отечественных производителей, а самое главное - заказчики. Московские компании часто обслуживают проекты и в других регионах страны. Так же я бы выделил Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань - в этих городах есть компании хорошего уровня, однако их количество существенно меньше.

Как осуществляется подход в этой области за рубежом?

Российский рынок профессионального освещения существенно отличается от западного. Как правило, наш заказчик предпочитает иметь одну компанию, отвечающую за освещение на всех стадиях проекта - начиная с разработки концепции и проектной документации, и заканчивая финальной настройкой оборудования на объекте. Это удобно с точки зрения проектного взаимодействия и контроля за результатом.

В Европе и США рынок освещения четко разделен между независимыми светодизайнерами (консультанты, проектировщики), дистрибьюторами (поставщиками оборудования) и монтажными организациями. При этом каждый игрок несет ответственность за свой этап проекта, а взаимодействия между ними стандартизированы и отлажены.

Используются ли в России энергосберегающие технологии при освещении объектов?

Применение светодиодного освещения является основной тенденцией в энергосбережении. Сейчас светодиодное освещение является уже стандартом, а еще несколько лет назад это было скорее признаком прогрессивного мышления заказчика. Если говорить о будущем, то оно, безусловно, за интеллектуальными системами по управлению освещением. Применение датчиков освещенности и присутствия человека, программных алгоритмов по изменению яркости освещения позволяют экономить до 50% электроэнергии. Пока эти технологии применяются только в офисах высшей категории, но в ближайшие пять-семь лет они должны распространиться повсеместно.

Сколько в среднем времени занимает проект освещения здания?

Проект освещения можно разделить на несколько этапов. На стадию концепции и разработки проектных решений может уходить до одного месяца. Результатом этого этапа является проект освещения, содержащий светотехнические расчеты, планы размещения оборудования, систему управления светом и спецификацию на закупку. Поставка оборудования в среднем занимает от одного до трех месяцев. Еще месяц могут занять работы по установке и настройке оборудования. Нужно оговориться, что итоговая длительность проекта зависит от многих важных факторов, таких как скорость принятия решения заказчиком, строительная готовность объекта, характер применяемого оборудования и прочее. На моей практике самый быстрый проект был реализован за одну неделю, а самый длительный занял около двух лет.

Какие перспективы по освещению объектов вы можете отметить на ближайшие годы? Не сокращаются ли бюджеты в этой области?

Уровень бюджета на освещение, а, следовательно, и ценовой диапазон применяемого светотехнического оборудования напрямую зависит от основных рыночных факторов, таких как стоимость покупки и аренды площади или курса иностранной валюты. Нынешняя рыночная ситуация указывает на то, что в ближайшем будущем складываются благоприятные условия для развития отечественных производителей профессиональной светотехники.

Беседу вел Антон Мошкин

← к статьям